Обучение дайвингу, прокат снаряжения, забивка баллонов: Шелпаков Андрей
г.Тюмень, ул. Одесская, 7, тел. +7(9044)92-4395, +7(9044)95-7774
Продажа снаряжения, клубные встречи по средам с 19 часов:
г.Тюмень, ул. Республики, 171/2, Домнин Владимир +7(912)995-2805
Сервисный центр: Строков Андрей +7(9044)92-3264

Методика подледных погружений

Погружение под лед по своим впечатлениям и, конечно, подготовке к нему может быть сравнимо, разве что, с выходом в космос. Белый потолок льда, светящийся и переливающийся в лучах солнца! Эмоциональный подъем! Ты - подо льдом! Выдох и пузыри воздуха, разбиваясь о крышу, как ртуть растекаются по льду: Чтобы совершить подледное погружение - мало этого хотеть, надо и представлять некоторые особенности, а, это, в первую очередь, холод, который может влиять на работу дыхательного снаряжения и подводную экипировку.

Снаряжение для зимних погружений


Гидрокостюм
Температура от -1 до 4 градусов Цельсия. Используются сухие гидрокостюмы из неопрена или триламината, снабженные системой поддува. В наших условиях можно использовать мокрый неопреновый костюм, предварительно пролившись теплой водой. Толщина перчаток - пять миллиметров и более, лучше использовать трехпалые.

Компенсатор плавучести (BCD)

В принципе, подходит любой тип, но предпочтительны компенсаторы с крупными инфляторами. В холодной воде подвижность рук ограничена, удобнее пользоваться длинным шлангом инфлятора с более крупными, рельефными кнопками. Желательна предварительная тренировка по работе с инфлятором в толстых перчатках.

Регулятор
Используем специальные модели, разработанные для применения в холодной воде (+7 и ниже). Поскольку, при расширении сжатого воздуха в регуляторе происходит интенсивное охлаждение воздуха и самого регулятора, соответственно. Это может привести к образованию льда на пружине, управляющем элементе редуктора и отказу в работе регулятора.

В зимних моделях регуляторов используются следующие способы борьбы с обмерзанием:

  • Защитная противообледенительная крышка (сухая камера), изолирующая пружину редуктора от контакта с водой.
  • Колпачок, заполненный специальной жидкой смазкой-наполнителем для водной камеры редуктора.
  • Специальная противообледенительное покрытие рабочих элементов редуктора.
  • То есть, камера внешнего давления редуктора (первая ступень) должна быть изолирована от воды. Предпочтительно использование мембранных редукторов.
  • Дыхательный автомат (вторая ступень) также должны иметь специальные противообледенительные приспособления. Наиболее используемый вариант - оснащение теплообменником.

    Необходимо помнить, что возможны условия, при которых замерзает любой регулятор. Поэтому важно соблюдать правили эксплуатации:
  • После каждого погружения регулятор высушивайте и храните до следующего погружения в сухом теплом помещении.
  • Стараться проводить сборку регулятора (присоединение регулятора к баллону) и его рабочую проверку в сухом теплом помещении.
  • Не допускать попадания воды на регулятор до вхождения в воду.
  • Не допускать попадания воды в легочник в течение всего погружения.
  • Не вынимать по возможности загубник изо рта во время пребывания в воде, как на глубине, так и на поверхности.
  • Не пользоваться без крайней необходимости кнопкой принудительной подачи воздуха.
  • Избегать активных движений и большой физической нагрузки до, так и во время погружения.
  • Стараться как можно меньше дышать из регулятора на воздухе если температура воздуха около нуля и ниже.
  • После подсоединения регулятора рекомендуется погружаться без промедления.
  • По возможности стараться все делать синхронно с напарником.

    Баллоны

    Можно использовать стандартные баллоны, но предпочтительны оснащенные вентилем с двумя выходами для подсоединения, кроме основного, и дополнительного регулятора. Зарядка воздуха производится при той же температуре, при которой будет проводиться погружение для предотвращения образования конденсата и, как следствие, замерзания регулятора.

    Сигнальный конец

    Конец диаметром 10-12 миллиметров, прочный, капроновый, белый или яркий, хорошо заметный под водой. Рекомендуется сигнальный конец 25 м., в некоторых случаях 50 м. Он находится в руках у подводника на льду, а его свободный конец должен быть надежно закреплен. Наиболее удобно использовать для этого альпинистский ледоруб (ледобур) и карабин.

    Фонари

    Освещенность подо льдом достаточно низкая и наличие фонаря может сделать погружение более красочным, интересным и безопасным.

    Нож

    Предпочтительно использование ножа с крупной ручкой, закрепленного в удобном для вынимания месте.

    Прочее необходимое ледовое снаряжение

  • Термос с чаем
  • Бензопила
  • Резиновый костюм
  • Топор
  • двуручная пила
  • рыбацкий коловорот
  • лопата
  • большой термос с горячей водой
  • дуршлаг или сачок для удаления ледяной крошки
  • палатка
  • примус (газ замерзает) или паяльная лампа
  • заслоны от ветра
  • ведро
  • доски для майны

    Выбор и подготовка места

    Толщина льда должна быть достаточной - от 10 см (<Единые правила безопасности труда на водолазных работах.> Часть 1). Глубина в радиусе длины страховочного конца должна быть не менее двух метров. На месте погружения не должно быть сильного течения.

    Подготовка майны:

  • Расчистить снег
  • Разметить контур 0,6 - 0,7 х 2-3 м. или 2 х 2 м. (<Единые правила безопасности труда на водолазных работах.> Часть 1), из расчета, чтобы одновременно два аквалангиста могли войти или выйти из воды
  • Контур размечается на части, чтобы каждую из них могли поднять два человека
  • По углам коловоротом бурятся лунки
  • Бензопилой или двуручной пилой, предварительно сняв одну ручку, делаем пропилы между лунками
  • Пиление производим немного под углом к вертикали, чтобы куски не заклинило
  • Вынимаем куски, ввинтив коловорот и пропустив через него веревку
  • Удалить из майны мелкие куски льда
  • Используем вынутые куски как основу ветрового заслона
  • Развертывание палатки или установка заслона от ветра
  • Закрепление ледоруба для страховочного фала
  • Разложить конец в виде вытянутой U-образной петли
  • Организация мест с налаженными источниками тепла

    Особенности работы с сигнальным концом

    Для обвязки применяется узел, который не подвержен ни случайному ослаблению, ни затягиванию. Обвязка проводится выше грузового пояса, чтобы ни в коем случае не препятствовать его сбрасыванию.

    Обеспечивающий отвечает за обслуживание пловца, он не должен выпускать из рук сигнальный конец и отвлекаться от выполнения своих обязанностей с момента закрепления его на подводном пловце и до выхода его на поверхность. Подводник должен знать максимальную и контролировать текущую длину сигнального конца.

    Задача обеспечивающего удерживать конец в натянутом положении таким образом, чтобы, с одной стороны, все время чувствовать ваши движения, а, с другой стороны - не мешать двигаться подо льдом. Необходимо следить чтобы конец всегда был натянут. Отпускать его по мере необходимости и подбирать - задача страхующего на поверхности. Задача подводника - не выпускать фал из руки и внимательно следить за его натяжением.

    Сигналы, передаваемые с помощью сигнального конца

    Условные сигналы должны знать наизусть все подводные пловцы и лица, допущеные к обеспечению их спусков. Незнающие условных сигналов к погружению не допускаются.

    Описание сигнала Значение сигнала к подводному пловцу Значение сигнала от подводного пловца


  • Дернуть (ударить) один раз "Как себя чувствуешь? Выбери слабину сигнального конца. Повтори" "Чувствую себя хорошо. Я на грунте. Выбери слабину сигнального конца
  • Дернуть (ударить) два раза "Проверь запас воздуха" "Проверил запас воздуха"
  • Дернуть (ударить) три раза "Выходи наверх. Начинаем подъем" (повторение сигналаобязывает немедленно выйти наверх) "Выхожу наверх. Поднимай наверх"
  • Дернуть (ударить) четыре раза "Сработал указатель минимального давления"
  • Частые подергивания(удары) более пяти раз "Тревога. Мне дурно. Поднимай скорей."
  • Потрясти один раз (один двойной удар) "Стоп. Останови спуск (подъем). Стой на месте (не ходи дальше)." "Стоп. Останови спуск (подъем)"
  • Потрясти два раза (два двойных удара) "Продолжай спуск (подъем, движение). Иди прямо." "Продолжай спуск (подъем, движение). Потрави сигнальный конец."
  • Потрясти три раза (три двойных удара) "Спускаем второго пловца" "Запутался, нуждаюсь в помощи пловца."
  • Дернуть и потрясти (одиночный и двойной удары) "Иди (плыви) вправо"
  • Дернуть два раза и потрясти (двойной и одинарный удар) "Иди (плывт) влево"

    Рывок фала должен быть тем сильнее, чем больше его длина. Иначе его эластичные свойства лишат сигнал отчетливости и сделают его непонятным.

    Погружение

    Подготовившись и собрав комплекты, подходим к майне. Удобнее всего сесть на край майны и свесить ноги в воду. Затем обвязаться свободным концом страховочного конца вокруг пояса. Затем одевается компентсатор с аппаратом, перчатки, маска. Когда все приготовления закончены, берем фал в правую руку, предварительно сделав оборот вокруг ладони. Расстояние от пояса до петли должно быть таким, чтобы не ограничивать свободу движения руки. Подводники должны действовать слажено, чтобы как можно меньше дышать из легочника на поверхности. Легочник в рот, компенсатор и костюм поддуты, соскальзываем в воду. Страхующий помогает, одной рукой удерживая фал, а другой - за баллон или компенсатор. Перед входом в воду, при необходимости, можно пролиться теплой водой.

    Обменявшись знаком ОК, стравливаем воздух из компенсатора и костюма и уходим под воду. После погружения под воду добиваемся нейтральной плавучести, делаем несколько вдохов - выдохов, чтобы убедиться в нормальной работе регулятора. Если заледенела маска, ее можно промыть водой. Далее, если все <ОК>, обмениваемся знаками и начинаем медленно погружаться.

    Возможные проблемы, связанные с сигнальным концом

    Конец натянут и не передает сигнал - значит он зацепился за какой-либо предмет. Необходимо немедленно, подав сигнал об изменении направления движения партнеру, двинуться по концу обратно в сторону майны, выбирая слабину и собирая конец в бухту. Дойдя до зацепа, освобождаем фал, дергаем один раз, ждем, когда будет выбрана слабина и продолжаем погружение таким образом, чтобы не зацепиться вторично.
    Конец прослаб и не передает сигнал. Возможно конец перетерся и порвался. Не паниковать! Не тянуть на себя веревку, пока всю не намотаете себе на руку! Подав сигнал напарнику, двигайтесь по концу обратно, собирая слабину в бухту, пока не дойдете до места разрыва. Затем свяжите фал прямым узлом и выходите наверх. Продолжать погружение со срощеным фалом запрещается!
    Конец плохо передает сигнал и его движения передаются на фал (конец) партнера - ваши сигнальные концы перехлестнулись. Обменявшись сигналами с партнером, слажено двигаетесь к месту запутывания, выбирая слабину, распутываете концы, даете по одному рывку и продолжаем погружение после того как слабина будет выбрана на верх.

    Подытожим вышеизложенное общими правилами обращения с сигнальным концом:

  • Использовать только прочные, тщательно проверенные по всей длине, без узлов, которые могут быть причинами зацепов, сигнальные концы.
  • Никогда не допускать запутывания конца(концов).
  • Никогда не допускать слабины конца.
  • Если слабина появилась, выбирать ее, двигаясь по фалу обратно, но ни в коем случае не вытягивать на себя - иначе мы не выйдем к месту разрыва.
  • Необходимо всегда видеть куда идет сигнальный конец.
  • Конец никогда не должен ложиться на грунт и, тем более, давать петли.
  • Соблюдение этих простых правил будет вашей надежной страховкой и безотказной связью в подледном мире.

    Возможные проблемы с регулятором

    Клапан вдоха дыхательного автомата или клапан редуктора замерз в открытом положении, непрерывная подача воздуха. Приоткрываем губы, чтобы стравливать лишний воздух, упираем кончик языка в верхнее небо, чтобы обезопасить себя от попадания мелких льдинок в гортань, обмениваемся сигналами с партнером, дергаем фал три раза и выходим на поверхность.
    Клапан вдоха дыхательного автомата замерз в закрытом положении. Подача воздуха отсутствует. С силой нажимаем на кнопку принудительной подачи воздуха. Как правило, после этого клапан открывается и часто встает на постоянную подачу. Действуем по описанной выше схеме.
    Если воздух после этого не идет, это с большей степенью вероятности значит что замерз редуктор. Действуем по обстановке - либо используем запасной регулятор, <последний вдох> или октопус напарника и выходим на поверхность, либо дергаем фал четыре раза и нас вытягивают в аварийном режиме.


    Выход в аварийном режиме

    После того, как вы подали сигнал и вас потащили наверх, необходимо приготовиться выдыхать при быстром подъеме, вытянуть вверх правую руку сжатую в кулак, чтобы не удариться головой об лед. Если вы уже поднялись к нижней поверхности льда и вас тянут по горизонтали к майне, то следует повернуться лицом вверх и упереться ладонями в лед, страх#я себя от ударов.


    Дополнение

    Кроме того, есть статья "Техника подледных погружений с использованием ходовых катушек." (Андрей Серов Журнал "Подводный Клуб" ©6 2003 год).
    В статье рассмотрены минусы и недостатки традиционной системы спусков под лёд с использованием страховочного фала, и предложена техника с использованием х.катушек, опробованная и использующаяся на Байкале. Однако, как говорят сами авторы, "предлагаемая методика может использоваться только дайвмастерами и инструкторами, прошедшими обучение эквивалентное Extended Range TDI."
    Вобщем если есть интерес, могу выложить.



    Источник: Dive Expedition Club
    Использованы материалы: журнал ОКТОПУС - статья "Зимняя дорога к подводным красотам" М.В. Сафонова Подводный Клуб МГУ; <Руководство по подводному спорту> ДОСААФ 1979; <Единые правила безопасности труда на водолазных работах.> Часть 1


  • Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU WebDive. Top100
    Мультиварки-скороварки в Интернет магазине "Мама-Повар"
    Художественная Школа для Взрослых г.Тюмень
    Idea: Dali; Design: Nata; Html and Programming: Redwire;
    © Дайвинг Клуб "Морской Ёж", Россия, Тюмень, 2008 г.